В 19 в. Болгария была преимущественно аграрной страной и характеризовалась
традиционной для Балкан и Османской империи структурой экономики. Кроме
того, довольно хорошо были развиты текстильная и кожевенно-обувная промышленность,
а также выделка меха. В последние десятилетия перед Второй мировой войной
в экономике страны наблюдался рост предпринимательской деятельности, часто
с участием западного капитала, но основную часть национального дохода
по-прежнему давало сельское хозяйство (65% в 1939). К тому времени Болгария
стала по преимуществу страной мелких землевладельцев, имевших наделы площадью
менее 10 га.
При коммунистах, которые пришли к власти в 1944, такие административные
меры, как земельная реформа, национализация промышленности и банков, форсированная
и всеобщая централизация сельскохозяйственного производства, способствовали
обобществлению экономики. Б?льшая часть земли стала собственностью коллективных
хозяйств, и к 1952 земельная рента, которую получали землевладельцы, была
почти полностью отменена, частные промышленные предприятия, использовавшие
наемную рабочую силу, ликвидированы, а функционирование рынка заменено
бюрократической "импровизацией".
В 1950-1960-е годы коммунистический режим перевел экономику страны на
путь форсированной индустриализации. В середине 1970-х годов предпринята
попытка концентрации сельскохозяйственного производства в крупных агропромышленных
комплексах с числом занятых не менее 6000 человек
В 1980-е годы высокие темпы экономического роста привели к нарушению платежного
баланса. Экономическая реформа, предпринятая в конце 1980-х годов, была
нацелена на создание новой модели управления экономикой, стимулирование
рынка, наделение предприятий значительно б?льшими правами и поощрение
конкуренции. В 1989 капитальные вложения достигли 102,7 млрд. долл. (89,7
млрд. левов при официальном обменном курсе 0,873 лева за 1 долл. США),
однако к тому времени основное оборудование было в значительной степени
изношено (ок. 40% использовалось более 10 лет). Несмотря на то, что 42%
всех инвестиций в 1989 направлялось на модернизацию промышленности, внедрение
новых технологий шло медленно. Предприятия, деятельность которых контролировалась
государством, реорганизовывались в фирмы. В конце 1989 65% всей несельскохозяйственной
продукции производилось 1300 государственными фирмами. Но просчеты в управлении
и отсутствие четкого нормативного регулирования затрудняли деятельность
этих фирм. Инфляция, которая, по оценкам западных специалистов, в 1987
составляла 3%, проявлялась не столько в повышении цен, сколько в дефиците
товаров, а также в распаде рынка. В 1989-1990 после многих лет систематического
дефицита потребительских товаров страна столкнулась с глубоким кризисом
в снабжении продуктами питания. В целом в конце 1980-х годов болгарская
экономика функционировала с низким уровнем экономической эффективности,
которая еще больше упала в первой половине 1990-х годов.
В 1948-1980 среднегодовые темпы роста национального дохода составляли
7,5%. Экономический рост, весьма значительный в 1960-1970-е годы со среднегодовыми
темпами роста национального дохода 8,75% в 1966-1970, 7,8% в 1971-1975,
6,1% в 1976-1980, в 1981-1985 снизился до 3,7%, а в 1986-1989 - до 3,1%
(прирост в 1988 составил 2,4%, а в 1989 впервые зафиксировано снижение
национального дохода на 0,4%).
Основным источником создания национального дохода долгое время была промышленность.
В 1987 60% валового национального продукта (ВНП) приходилось на промышленность,
12% - на сельское хозяйство, 10% - на строительство, 8% - на торговлю
и 7% - на транспорт.
В начале 1990-х годов Болгария (вслед за Россией) перешла на общемировую
систему исчисления национального дохода, включающую наряду со стоимостью
товаров и услуг материального производства стоимость всей нематериальной
сферы.
Несмотря на резкое падение уровня промышленного и сельскохозяйственного
производства, валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в начале
1990-х годов в денежном выражении возрастал: 15 677 левов в 1991, 23 516
в 1992, 32 284 в 1993, 64 903 в 1994. При этом надо учитывать фактор инфляции,
а также реструктуризацию ВВП: если в 1990 он на 9% состоял из сельскохозяйственной
продукции и на 56,8% - промышленной, то в 1996 соответствующие цифры составляли
12,6% и 35,7% и в ВВП заметно увеличилась доля сферы услуг.
В целом имело место резкое падение уровня промышленного производства:
на 10,8% в 1990 по сравнению с 1989, а затем до 1993 - несколько меньшими
темпами. В 1994 уровень производства увеличился по сравнению с предыдущим
годом на 4,5%, при этом ВВП вырос на 1,8%, а в 1995 еще на 2,6%, но в
1996 снова произошло его резкое падение на 8,5% и уменьшились объемы промышленного
и сельскохозяйственного производства. К 1995 почти 65% болгар жили за
чертой бедности, при этом на еду приходилось тратить более 70% заработков.
Ситуация усугубилась вследствие неправильной экономической политики правительства
Ж.Виденова, практически свернувшего к 1996 приватизацию, но не устранившего
коррупцию. Это замедлило темпы проведения экономических реформ и затормозило
деятельность зарубежных инвесторов (иностранные вложения в экономику Болгарии
за период с 1992 по 1996 составили всего 800 млн. долл.). Активизировалась
деятельность финансовых пирамид, не удавалось вернуть кредиты, а эмбарго
на торговлю с Югославией принесло ощутимые убытки. В 1995 было собрано
6,5 млн. т зерна, а в 1996 - всего 3 млн. т. Резко сократились хлебные
запасы. Поднялись цены на продукты первой необходимости и топливо. Увеличилось
число банкротств. Резко упал курс лева (с 70,7 за 1 долл. в начале 1996
до 3000 весной 1997), а валютные запасы за это время сократились с 1236
до 506 млн. долл. Если в 1990 средняя зарплата составляла 200 долл. в
месяц, то к 1997 - всего 25-30 долл.; за чертой бедности оказалось уже
80% населения.
Массовые выступления и смена правительства в результате досрочных парламентских
выборов в апреле 1997 привели к ужесточению финансовой политики в духе
монетаризма, которая проявилась в создании Валютного совета - международного
органа финансового контроля, который взял на себя многие функции Болгарского
народного банка. В то же время подъема промышленности и сельскохозяйственного
производства в 1997-1998 не наблюдалось.
По данным экспериментальной группы ЕС, на конец 2002 инфляция за год -
5,9%, средняя зарплата - 82 долл. в месяц, а иностранные инвестиции -
1,2 млрд. долл. ВВП на душу населения оценивался в 6500 долл. (в Румынии
- 1250 долл.),а вцелом ВВП оценивался в 49,23 млрд. долл. США. Валютный
резерв страны увеличился в 1997 до 2,4 млрд. долл. (506 млн. долл. в 1996).
В то же время внешний долг Болгарии к концу 1997 составлял 9,9 млрд. долл.,
т.е. 113,5% ВВП (в 1996 - 103%). В 1998 поступления в казну от приватизации
достигли 665 млн. долл.